Aleks Aberdin, фильтрую новости и обозреваю их (aleks_aberdin) wrote,
Aleks Aberdin, фильтрую новости и обозреваю их
aleks_aberdin

Categories:

Новый виток гонки вооружений. На этот раз уже лазерных. Правда, миф, или просто распил бюджета?

Моя бабушка была неграмотной. Некогда ей было учиться грамоте. Но даже она знала, что китайцев на острове Даманском пожгли лазарем. Я пытался объяснить ей, что не лазарем, а лазером, но она только отмахивалась и говорила, что батюшка Михаил, священник нашей церкви, а он по соседству жил через 2 дома, лучше меня знает. Таким было первое известие о боевых возможностях советского лазерного оружия, о котором я уже знал из научной фантастики. А потом была учёба в Краснодаре и дружба с ребятами, учившимися на физфаке, некоторые из которых занимались лазерами, а также выращиванием кристаллов. Вот тогда-то я и узнал, что в Краснодаре есть секретная лаборатория, в которой профессор Бадиков, ученик Рэма Хохлова, выращивает самые большие в мире кристаллы рубина и сапфира. Узнал я и о том, что в этой лаборатории был якобы выращен гигантский монокристалл рубина, из которого впоследствии выточили рубиновый стержень длиной в 84 см для самого мощного в мире лазера и что для одного выстрела требуется энергия всей Красноярской ГЭС. Так это или нет я не знаю и всего лишь пересказываю то, о чём когда-то рассказывал мой друг по прозвищу академик Папица. После этого я много чего слышал и читал про лазеры, даже по ящику про них рассказывали, а предпоследним известием было то, что американцы оснастили "Боинг" боевым лазером, но из этого рая не вышло ни... чего. И вот буквально только что я надыбал информацию о том, что в Эрефии вознамерились возродить программу создания боевых лазарей. Всё бы ничего, но одно то, что их будут ставить на самолётах, как-то напрягает, поскольку делает похожим такое оружие на обычные развесистые понты и распальцовку. Но ещё больше лично меня напрягают такие слова из той статьи, которую, вместе с краткой историей создание лазерного оружия, вы можете прочитать под катом: "Как раз под такие цели в октябре 2012 года по инициативе вице-премьера Дмитрия Рогозина был создан Фонд перспективных исследований (ФПИ). И денег на "высокорискованные научные исследования и разработки" правительство, судя по всему, жалеть не станет." И вот почему. А не идёт ли здесь речь всего лишь об элементарном распиле бюджетных денег?

http://bm.img.com.ua/img/prikol/images/large/2/5/153652_272458.jpg




Пиу-пиу

В России возобновят разработку боевого лазера

Министерство обороны России решило возобновить разработку боевого авиационного лазера, способного поражать самолеты, спутники и баллистические ракеты. Над созданием российского "луча смерти" будут трудиться концерн ПВО "Алмаз-Антей", авиационный концерн имени Бериева, а также компания "Химпромавтоматика". США отказались от разработки авиационного лазера в 2011 году, назвав проект неприменимым на практике и чересчур затратным.

Разработка боевых лазеров в СССР началась еще в 1965 году. В 1973-м для этих целей учредили специальное конструкторское бюро. Первую лазерную установку воздушного базирования разместили на самолете А-60, созданном на базе транспортника Ил-76. Свой первый полет с лазером на борту А-60 совершил в 1983 году. Уже в 1984-м советские летчики поразили боевым лазером первую воздушную мишень.

В 1990-е годы испытания боевого лазера заморозили из-за нехватки финансирования. Работы в конструкторских бюро велись фактически по личной инициативе сотрудников. О возобновлении разработки авиационного лазера в 2009 году заявил действительный академический советник Академии инженерных наук России Юрий Зайцев. Как стало известно летом 2010 года, речь шла все о той же воздушной лаборатории А-60, на которой разместили "ослепляющий лазер".

Задачей такой установки было воздействие на оптические головки самонаведения баллистических ракет и систем наблюдения на спутниках. Однако информации о том, удалось ли инженерам добиться каких-либо успехов в разработке ослепляющего лазера, нет. В 2011 году проект вновь оставили без финансирования, а оборудование с самолета А-60 частично демонтировали.


Самолет А-60. Фото с сайта russianplanes.net

По словам представителя российского оборонно-промышленного комплекса, на которого ссылаются "Известия", финансирование лазерных разработок в интересах Минобороны возобновилось. Более того, на А-60 (до настоящего времени уцелел лишь один из двух подобных самолетов, созданный в 1991 году) установят более мощный лазер. По данным издания, речь идет о новых блоках установки 1ЛК222, разработанной "Химпромавтоматикой" совместно с "Алмаз-Антеем".

В наземном варианте установка под названием "Сокол-Эшелон" уже готова и приступит к испытаниям в 2013 году. В частности, лазерную пушку проверят на эффективность при перепадах давления, температур и перегрузках. Для размещения на борту новой лазерной установки А-60 в 2013 году пройдет модернизацию.

Как отмечают "Известия", в Минобороны пока не определились, на какие самолеты в дальнейшем планируется устанавливать боевые лазеры. Среди возможных вариантов рассматриваются военно-транспортные самолеты и бомбардировщики. Однако говорить о применении авиационных лазеров на боевых самолетах пока все же рано. Сначала военным предстоит удостовериться в работоспособности перспективной установки.

В теории новый авиационный лазер должен обладать достаточной мощностью не только для ослепления воздушных целей, но и для их непосредственного уничтожения. "Лазер будет прожигать врага высоким выделением тепловой энергии. Он должен действовать в воздушном и безвоздушном пространствах. Лазеры рассматриваются как перспективное вооружение беспилотных гиперзвуковых летательных аппаратов или космических платформ", - заявил собеседник "Известий".

Для обеспечения лазера необходимой боевой эффективностью российским инженерам потребуются надежные и мощные источники энергии. Качество боевого лазера также напрямую зависит от высокоточных систем наведения и стабилизации луча для его удержания на цели. Кроме того, мощность лазерного луча зависит от атмосферных условий - в конце концов лазерный луч является лишь сконцентрированным пучком света.

Так, дальность действия лазера фактически ограничена областью прямой видимости. С увеличением расстояния взвеси в воздухе и атмосферные явления снижают мощность луча. Кроме того, в самом луче могут возникать так называемые "пробои", кардинально снижающие его мощность, а при использовании слишком мощной установки существует риск самофокусировки лазерного луча в пространстве.


Boeing YAL-1. Фото с сайта af.mil

С этими и другими сложностями уже столкнулись американцы, отказавшиеся в 2011 году от разработки боевого авиационного лазера. Проект лазерной установки воздушного базирования в Пентагоне назвали нереализуемым на практике и слишком дорогостоящим.

Опыты с авиационной лазерной пушкой в США проводились на базе модифицированного грузового самолета Boeing 747-400F, получившего индекс YAL-1. Первое испытание воздушной лазерной установки луча на баллистической ракете состоялось в 2009 году. Сбить цель так и не удалось, хотя расположенные на ней системы подтвердили точное попадание.

Первые успешные испытания американцами боевого воздушного лазера состоялись в феврале 2010 года. В качестве целей использовались две баллистические ракеты - твердотопливная и жидкостная. Установленная на Boeing YAL-1 лазерная пушка сработала в три этапа. Сначала инфракрасные датчики обнаружили ракету при наборе скорости, затем вспомогательный (менее мощный) лазер навели на цель и оценили состояние атмосферы. Для поражения ракеты использовался основной лазер мощностью в один мегаватт. В общей сложности операция по уничтожению первой ракеты заняла около двух минут. Вторую цель сбили по той же схеме спустя час.

Несмотря на отказ от разработки авиационных лазерных пушек, США продолжают создание наземных боевых лазеров. Перспективным военным технологиям в Пентагоне вообще уделяют особое внимание. К примеру, в интересах ВМС США компании Boeing и BAE Systems разрабатывают стационарную 10-киловаттную лазерную установку, совмещенную с обычной 25-миллиметровой пушкой. Кроме того, BAE Systems занимается разработкой электромагнитной пушки (рельсотрона) для американских эсминцев типа "Зумвалт".

Немецкое подразделение компании MBDA в сентябре 2012 года, в свою очередь, отчиталось об успешных испытаниях лазерной пушки мощностью 40 киловатт. Как отмечалось, установка за несколько секунд прожгла минометный снаряд и стальную пластину толщиной в 40 миллиметров. Предыдущая пушка мощностью 10 киловатт успешно поражала цели на удалении в 2,3 километра и разнице высот в 1000 метров. Израиль же заявил о намерении оснастить лазерными (или электромагнитными) установками новое поколение основных боевых танков Merkava.


Лазерный комплекс 1К17 "Сжатие". Фото с сайта topwar.ru

В России разработка наземных лазеров также велась, однако о ее судьбе известно немного. В частности, в начале 1990-х годов был создан прототип мобильной лазерной пушки, сконструированной на базе самоходной гаубицы "Мста-С". В основе проекта, который получил название 1К17 "Сжатие", использовался многоканальный твердотельный лазер. По одной из версий, специально для "Сжатия" был выращен искусственный цилиндрический кристалл рубина массой 30 килограммов. По другой версии, телом лазера служил алюмоиттриевый гранат с добавками неодима.

После распада СССР проект "Сжатие", как и многие ему подобные смелые начинания, был заморожен. Однако с учетом возросшей заинтересованности Минобороны к перспективным разработкам и наземные, и воздушные лазерные комплексы теперь вполне могут получить вторую жизнь. Как раз под такие цели в октябре 2012 года по инициативе вице-премьера Дмитрия Рогозина был создан Фонд перспективных исследований (ФПИ). И денег на "высокорискованные научные исследования и разработки" правительство, судя по всему, жалеть не станет.


http://lenta.ru/articles/2012/11/13/russianlaser/


А это статья с форума Трансальтернатива для самых любознательных:

http://transalternativa.ru/viewtopic.php?style=13&f=11&t=235&start=30

Чьи лазерные пушки мощнее - американские или наши?

Представьте себе такую картину: в заоблачной выси летит грозная ракета. И вдруг по ней скользнул яркий луч, который разрезал «стальной карандаш», как раскаленный нож кусок сливочного масла.
Или даже не разрежет - просто на несколько минут прилипнет к ракете, которая после этого клюнет носом и бесполезной железякой рухнет на землю. Скажете, что такое может быть лишь в фантастических фильмах про звездные войны? А вот и нет. Именно такое оружие уже давно испытывается в некоторых странах. Например, в США. Да и в России тоже. Оно уже давно и название получило - боевые лазеры. Но действительно ли оно обладает столь невероятными «способностями»? Ответ на этот вопрос американские и российские конструкторы держат в строжайшем секрете.

Между правдой и блефом

ак только речь заходит о боевых лазерах, сразу почему-то приходит на ум что-то типа «Новый гиперболоид инженера Гарина». Но то была фантастика. А газовый лазер, который американцы поставили на самолет и испытали в этом году, - это реальность. Называется чудо сие боевым лазером воздушного базирования ALTB (Airborne Laser TestВed). Носитель - специальный транспортный самолет YAL-1 «Боинг-747-400F». И зачем же им это? А чтобы ракеты сбивать. И сбили-таки аж две - жидкостную и твердотопливную. Но тут-то мнения и разделились.
Американское агентство противоракетной обороны (Missile Defense Agency - MDA) радостно заявило, что наступает эпоха лазерного оружия и США сделали гигантский шаг вперед. «Революционное использование направленной энергии является очень привлекательным для противоракетной обороны, поскольку предоставляет потенциал для атаки множественных объектов со скоростью света на расстоянии сотен километров», - говорится в пресс-релизе MDA.
Но другие тамошние спецы твердят иное - это всего лишь демонстрационное мероприятие, так сказать, презентация, и реальной перспективы данная система не имеет. Мол, все затеяно, дабы оправдать провалившийся проект боевого противоракетного лазера, обошедшийся американским налогоплательщикам в десятки миллиардов долларов. Ведь никакой информации, кроме самого факта проведения эксперимента, корпорация «Боинг» и MDA не дают. Ни слова о скоростях и расстояниях, размерах и конструкции мишеней и метеоусловиях.
Изображение
Схема американской лазерной пушки, установленной на самолете
1. Носовая турель. 2. Система управления лучом. 3. Лазеры подсветки цели. 4. Переборка. 5. Энергетические модули. 6. Отсек боевого управления. 7. Лазер измерения дальности до цели.

Как работает «волшебный луч»?

Лазер работает в импульсном режиме. Каждый «выстрел» длится 3 - 5 секунд, и стоимость его достигает $15 - 16 млн. Сколько таких «выстрелов» сделано за время эксперимента? Подобных вопросов - десятки. Но ответить на них - значит расписаться в беспомощности лазерной системы. Сие самая большая тайна, которая может скрываться за экспериментом. Но попробуем разобраться, как система устроена и что может.
YAL-1A несет боевой лазер в фюзеляже, а над кабиной пилотов - маломощные вспомогательные лазеры. В носу самолета в семитонной вращающейся шаровой башне-турели размещается оптическая система из 127 линз, светофильтров и зеркал, самое большое - диаметром 1,5 м. Она-то и собирает в пучок лазерный луч. Через нее-то все и работает. Старт ракеты обнаруживается бортовыми сенсорами по факелу двигателя. Затем ракета подсвечивается лазером целеуказания, а второй лазер определяет качество атмосферы в зоне стрельбы и вносит коррективы в компьютер управления основным. Тут же определяется степень искажения лазерного «пятна» на цели и корректируется специальным зеркалом с изменяемой кривизной. Последним срабатывает боевой лазер высокой энергии. Луч диаметром с волейбольный мяч разогревает обшивку ракеты до критической температуры. Удар - и оптика опять работает на прием: камеры оценивают результат и повторяют выстрел. Вспомогательные лазеры «ведут» цель до ее уничтожения. Процесс занимает около двух минут.

Трудные роды супероружия

Первый летающий лазер американцы сделали еще в начале 1970-х. В течение нескольких лет мощность лазера удалось увеличить в 10 раз, а время излучения довести до 20 - 30 секунд. В 1983 году девайс прожег оболочку мишени - имитатора противокорабельной ракеты и вывел из строя ее систему управления. Дальше дело застопорилось. Но рейгановская «Программа звездных войн» дала новый толчок разработкам. В 1985 году лазер «Миракл» с расстояния в один километр за 12 секунд прожег топливный бак второй ступени списанной МБР «Титан-1» с нарисованной на борту огромной красной звездой. Взрыв залитого под пробку бака убедил всех, что лазер - самое перспективное средство противоракетной обороны. Однако в течение следующих 10 лет ничего сверх этого достичь не удалось. Программу свернули, но потом развернули снова. Тут США вышли из Договора по ПРО и решительно двинулись по двум направлениям: ракеты-перехватчики и летающий лазер ALTB.

Откуда берется энергия

При выборе лазера остановились на химическом кислородно-йодном. У него узкий, хорошо фокусирующийся и мало затухающий в атмосфере луч. Дальность действия теоретически - 460 км. На 2005 год намечались летные испытания, по итогам которых Пентагон собирался заказать семь самолетов. В 2012 году планировалось развернуть этот воздушный компонент ПРО и начать патрулирование на ракетоопасных направлениях.
В самолете хотели установить 14 энергетических модулей мощностью в 1 МВт каждый (МВт - мегаватт - миллион ватт; мощность электропоезда «Сапсан» - 8 МВт), но инженеры дали маху, и в «Боинг» влезло только шесть. Мощность упала, и тут же дальность сократилась до 250 км. Запаса жидкого кислорода и порошкообразного йода на борту хватает на 20 - 40 «выстрелов»-импульсов.

Природу не перехитришь

Все понятно, скажете вы, а световой луч откуда? Представьте себе двигатель, где сгорает некое топливо. В процессе этой реакции атомы сбрасывают лишнюю энергию в виде фотонов - квантов света. Происходит это скачком, в такт, и возникает сверхмощный пучок света. Лучи в таком пучке не расходятся, они абсолютно параллельны, это и есть лазерный луч. А большая энергия химической реакции, выплеснутая коротким импульсом, несет в себе сокрушительную силу. Модули на борту работают как многоствольная пушка. Только на выходе не снаряд, а луч. Для работы установки надо очень много топлива - баки занимают много места. А еще могучие насосы: одни - для накачки топлива и другие - для отвода «выхлопа». Все вроде по науке, но система в режиме полной мощности работать не может!
Оказалось, что при производстве одного мегаватта энергии выделяется аж четыре мегаватта тепла. Они способны превратить самолет в дым: система воздушного охлаждения не может выдуть все это тепло из фюзеляжа. Вторым слабым звеном стала оптика: не выдерживает энергопотока. Линзы и зеркала оплавляются, меняют свойства и рассеивают луч. А на изготовление каждой нужны месяцы и миллионы долларов. Система получилась одноразовая. Мы уж не говорим о том, что случится, если ракета-мишень будет зеркально сверкать, как бляха дембельского ремня, или ее покроют теплозащитной абляционной краской. Прожжет ли ее лазерный луч? Сомнительно.

Сколько это стоило?

Поначалу программа оценивалась в 2,5 млрд. долл. Но только в 2006 году израсходовали $3,5 млрд., а весь проект оценивался уже в $7 - 13 млрд. При этом установили: нынешний уровень технологий проблемы отвода тепла и сохранения оптики решить не может. И Пентагон отказался от приобретения запланированных летающих лазеров. Дальнейшее финансирование программы прекратили, а ее статус понизили до «демонстрации технологий». Усилиями фирмы «Боинг» и партнеров периодически проводятся демонстрации единственного прототипа YAL-1А в надежде возобновить бюджетные ассигнования. А заодно и попугать русских...

Ответный удар «империи зла»

А что же мы? Так и сидели сложа руки, пока заокеанские соперники готовились лазерами прожечь наш стратегический ядерный щит? Конечно, нет. В Советском Союзе работы по лазерной тематике велись с 70-х годов в НИИ и КБ с благородными названиями «Алмаз», «Альтаир», «Радуга».
Разработки курировал секретарь ЦК партии, в дальнейшем министр обороны Дмитрий Устинов. Первый экспериментальный наземный крупный боевой лазер «Терра-3» построили на сверхсекретном полигоне в Сары-Шаган, близ озера Балхаш. Бывший командующий Войсками противоракетной и противокосмической обороны Советского Союза генерал-полковник Юрий Вотинцев вспоминал: «10 октября 1983 года во время тринадцатого полета американского космического корабля «Челленджер», когда его витки на орбите проходили в районе государственного полигона войск ПВО страны у озера Балхаш, состоялся эксперимент при работе лазерной установки в режиме обнаружения с минимальной мощностью излучения. Высота орбиты составляла 365 километров. Как сообщал потом экипаж «Челленджера», при полете над районом Балхаша на корабле внезапно отключилась связь, возникли сбои в работе аппаратуры, да и сами астронавты почувствовали недомогание. Последовал дипломатический демарш Вашингтона, и испытания на полигоне были прекращены.

Не лыком шиты

КБ «Альтаир» достигло немалых успехов в создании корабельной лазерной системы ПВО. На полигоне под Феодосией комплекс испытали в натуре. Результаты испытаний оказались настолько обнадеживающими, что рассматривалась перспектива установки лазерного комплекса на авианесущих крейсерах типа «Киев». Он мог произвести до 400 выстрелов, но при этом расходовался почти весь запас корабельного топлива. И все же, очевидно, овчинка стоила выделки. Любопытен вот такой случай. В 1995 году министерство обороны США в качестве металлолома закупило у Украины несколько кораблей, доставшихся нашим братьям-славянам после раздела Черноморского флота. Особенно заокеанских спецов интересовал экспериментальный корабль с лазерной боевой установкой. Украине он оказался ни к чему. Американцы разобрали его до винтика, обнаружили тридцатипятимегаваттные силовые генераторы, специальные поворотные механизмы, холодильные установки огромной мощности - все, что входило в комплекс советского корабельного лазерного оружия. Щедро подаренную информацию Пентагон немедленно засекретил. Увы, «Киев» и его собратья переплавлены в зарубежных мартенах, так и не дождавшись чудо-оружия.

Меч в космосе

Велись работы и над созданием космической системы противоракетной и противоспутниковой обороны. 27 августа 1984 года министр общего машиностроения подписал приказ № 343/0180 о создании космического аппарата 17Ф19Д «Скиф-Д». Этим же приказом была утверждена программа по созданию военных спутников тяжелого типа. Работали по 16 часов в сутки: запуск на орбиту должен был состояться 15 мая 1987 года. «Скифы» означали полную нашу победу в борьбе за ближний космос. Они могли долго находиться на орбите, поражая из лазерной пушки чужаков. Ее не нужно было делать дальнобойной - хватило бы и ста километров. Здесь для точного выстрела не нужны суперкомпьютеры. И флот «Скифов» гарантированно разносил бы в пыль всю низкоорбитальную группировку военных спутников США.
Но за три дня до этого, когда на старте уже стояла ракета «Энергия» с пристыкованным сбоку 80-тонным «Скифом-Д» - прототипом космического истребителя с лазерной пушкой, - на Байконур приехал генсек Горбачев. Большой конференц-зал космодрома был переполнен. «Мы выступаем против гонки вооружений, в том числе и в космосе... - изрекал с трибуны человечек с пятном на лысине. - Наши интересы тут совпадают с интересами американского народа... Мы категорически против переноса гонки вооружений в космос...» «Скиф» был выведен на орбиту лишь для того, чтобы тут же быть брошенным на сожжение в плотных слоях атмосферы. Знал, все знал заранее мистер Горби.
Изображение
Советский тяжелый спутник «Скиф» с лазером был готов к испытаниям. Но их отменили...

Гонка за лидером

Боевой лазер «Скифа» испытывался на самолете Ил-76МД. Для питания лазера и сопутствующей аппаратуры по бокам носовой части были установлены два турбогенератора. Оригинальным было размещение лазерной пушки: чтобы не ухудшать аэродинамику самолета еще одним обтекателем, пушку сделали убирающейся. Авиационный вариант лазера в серию пошел как А-60. Правда, первый самолет - летающая лаборатория с боевым лазером в 1989 году сгорел на аэродроме базирования «Чкаловский». Однако второй А-60 проходит испытания до сих пор. Причем, по информации источников в Минобороны, работы по этой теме в числе немногих военных российских перспективных проектов получают из госпрограммы вооружений финансирование в полном объеме.
Изображение
Российский лазер воздушного базирования установлен на Ил-76. «Бульба» на носу самолета - видимая часть лазерной системы.

Почем пучок света?

В 90-е нищие русские военные ученые не знали, что делать с боевыми лазерами и как с них прокормиться. Поэтому они взяли такой гаджет, свободно валивший на землю небольшие аэропланы, и предложили его Газпрому. Без системы поиска, сопровождения и управления, разумеется. Боевая машина в таком слегка усеченном виде демонстрировалась на МАКС-2003 в качестве «конверсионного образца». Это возможно только в России. Приходишь на выставку и совершенно свободно, даже без лицензии, покупаешь боевой лазер. Всего за $2 млн. Чисто для хозяйственных нужд. Гиперболоид демонстрировался всем желающим как «оборудование дистанционной резки металлоконструкций и железобетона». Было и коммерческое предложение. Как принято, оно призывало к «кооперации по созданию промышленного образца комплекса в контейнерном исполнении с программным управлением». В комплект входил собственно лазер, турбореактивный двигатель для его накачки и тягач марки «КрАЗ». Все в нашем бессмертном дизайне «сарай на колесах». Чудовищная «болгарка» как магнитом притягивала посетителей восточной наружности. Что ждет наших лазерщиков дальше - неведомо. Хочется думать, что после испытания «Боинга» YAL-1 у нас с пыльных полок достанут чертежи так и не рожденных боевых лазеров. И мы снова ринемся догонять американцев. Не привыкать...

Тем временем...

И вот еще тепленькие вести: в России разрабатывается военная лазерная установка воздушного базирования, смонтированная на самолете Ил-76. Многие специалисты не исключают, что разработка подобной установки - вопрос престижа для РФ.
Американцы признают успехи российских лазерщиков, и тамошнее Агентство по противоракетной обороне не собирается отказываться от разработок оружия направленной энергии, поскольку оно будет весьма востребованным в ближайшем будущем.
Изображение
Наземная американская лазерная пушка. Ее боевые возможности до сих пор неизвестны россиянам...

«И было бы глупо отказываться от дальнейших исследований, - считает директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов, - и от тех видов вооружения, и от тех технологий, где даже твой потенциальный противник оценивает тебя крайне высоко».

Subscribe

promo aleks_aberdin november 27, 2014 20:13 12
Buy for 10 tokens
Нет, вертаю все назад. Пусть будут мелкие, но по 10 жетонов.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments